« НазадРоль православных священников в годы Великой Отечественной Войны 15.09.2021 20:58Накануне Великой Отечественной Войны Русская Православная Церковь подверглась жестоким репрессиям. Гонения распространились не только на церкви (изъятие мощей, разрушение храмов), но и на православных священников. Одни были арестованы и удерживались в лагерях и тюрьмах, другие - потерпели необратимую участь. За два года, c 1937 по 1938 гг. было расстреляно 86 200 церковнослужителей. Еще 3000 священников расстреляно в период с 1940 по 1941 гг. В результате террора к началу войны Русская Православная Церковь была почти уничтожена, а число оставшихся церковнослужителей можно было по пальцам пересчитать. Несмотря на это, в стране сохранялась высокая религиозность. По данным переписи населения в 1937 г., печально известной как расстрельная перепись, треть только городского населения сохранило веру. В связи с чем, к началу войны государство берет курс на полное уничтожение религии и зачистку верующих, объявив «безбожную пятилетку». Но в первый день войны, 22 июня 1941 г. глава Православной Церкви митрополит Московский и Коломенский Сергий (Старогородский) обратился с посланием ко всем верующим, в котором говорилось, что «с Божией помощью и на сей раз народ развеет в прах фашистскую вражескую силу». Также он заверил, что Церковь находится на стороне народа. Такое заявление породило в среде церковнослужителей огромное количество новых посланий, рассчитанных на поднятие боевого духа народа. Государство не стало препятствовать распространению духовенством своих патриотических воззваний. Это дало возможность для активного участия Церкви в патриотической борьбе. По всей стране в православных храмах зазвучали молебны за грядущую победу. Оставшиеся на свободе и вернувшиеся к моменту войны из ссылок и тюрем священнослужители, чудом оставшиеся в живых, были призваны в ряды Красной Армии. Они стали ярким примером для народа. Клирики молились за страну, помогали словом и делом, вдохновляя народ на борьбу с фашистами. В своих проповедях и обращениях к верующим священники призывали к подвигам в труде и укреплению обороны СССР. Несмотря на ненависть и обиду к власти, вернувшиеся из тюрем и ссылок церковнослужители не отвернулись от страны. Предвидя огромную опасность боевых действий для народа, они уходили на фронт добровольно. Во время войны по всем православным приходам был объявлен сбор денег для нужд Красной Армии. Это дало возможность приобрести эскадрилью «Александр Невский» и танковую колонну «Дмитрий Донской». Позже танкисты «Дмитрия Донского» примут бой на 1-м Белорусском фронте, где прорвут немецкую оборону. Факты, изложенные в книге протоиерея Николая Агафонова «Ратные подвиги православного духовенства» подтверждают, что вернувшиеся из тюрем сотни церковнослужителей стали пехотинцами, танкистами, артиллеристами. А многие священники устроились в эвакуационные госпитали. Так, священноисповедник, Лука Крымский (профессор хирургии Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), прошедший через тюрьмы, лагеря и ссылки, с октября 1941 года стал главным хирургом Красноярского эвакуационного госпиталя. Непрерывно работая и проводя по 3-4 операции в день, он спас огромное количество жизней. Среди священнослужителей, конечно, были и те, кто видел в немцах освободителей от гнета большевиков. Предатели считали войну отличной возможностью свести счеты со своими обидчиками. Поэтому с приходом оккупантов они переметнулись на сторону врага и стали воевать и молиться за него. «Ваше превосходительство!» - писал митрополит Шептицкий 23 сентября 1941 года Гитлеру. «Как глава УГКЦ я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины - златоглавым городом на Днепре Киевом...Я буду молить бога о благословлении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, германской армии и немецкой нации». Все же, большинство церковнослужителей остались верными заповедям христианства. Они оказывали помощь и спасали от гибели людей независимо от веры и национальности. В 1942 г. по просьбе одних евреев-родителей ради духовного спасения церковь покрестила их детей. Впоследствии и дети, и взрослые были расстреляны фашистами. Клирики принимали активное участие и в партизанском движении. Священники укрывали отставших при отступлении от армии, сбежавших из лагерей военнопленных, а также вели патриотическую агитацию среди населения. Известны случаи участия церковнослужителей в антифашистской борьбе на оккупированной территории в республике Белоруссии. Так протоиерей Полесской епархии Александр Романушко участвовал в боевых операциях и ходил в разведку. В 1943 г. священник при отпевании полицейского при большом скоплении народа на кладбище сказал: «Братья и сестры, я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и «Со святыми упокой» своей жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он — изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо «Вечной памяти» произнесем же «Анафема»! Затем попросил их искупить свою вину, обратив оружие против фашистов. Эти слова произвели на народ огромное впечатление. Люди прямо с кладбища стали стягиваться в ряды партизанского отряда. Нельзя недооценивать религиозный фактор в освобождении блокадного Ленинграда. Он сыграл огромную роль в его обороне. Совместно с верующими священники собирали теплые вещи, лекарства и продовольствие для солдат. А пожертвования прихожан священники перечисляли на военные нужды. Несмотря на постоянные гонения и унижения со стороны власти, православные священники в годы войны проявили максимум героизма и боевого духа в борьбе с фашистами. Личным примером воина или благословлением солдат на победу, церковнослужители сыграли ключевую роль в Великой Отечественной Войне. С Божьей помощью и духом православной веры страна одержала победу! После войны около 90 священников были удостоены медалей «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне». Огромное количество солдат-героев, в тяжелую для них минуту обратились к Богу. А после войны стали священниками.
Автор: Евгения Миронова |