« НазадРоль казаков в Царской России 2 15.09.2021 20:53Актуальность темы исследования определяется тем, что сегодня в нашей стране становится все более актуальной проблема учета и надлежащего использования исторического опыта. Это в полной мере касается комплекса проблем российского казачества, которое в последние годы переживает период возрождения после десятилетий несправедливого исторического забвения. Казачество всегда было на слуху, независимо от интереса к истории. Казаки появляются на страницах учебников всякий раз, когда говорят о значимых событиях в истории России. До революции 1917 года в России существовало в какой-то мере уникальное сословие, называвшееся казачеством. Прежде всего казачество отличалось от других тем, что в течение нескольких столетий являлось довольно нестандартным и универсальным родом вооруженных сил Российской империи, ее основным охранителем границ. Заслуживает внимания тот факт, что к казачеству даже в наше время отношение весьма неоднозначное, и это положение вполне понятно, так как в советский и постсоветский период вся история казачества преподносилась лишь с одной стороны и с определенным негативным аспектом; в то же время казаки считались основными царскими опричниками, которые в основном занимались подавлением революций и поддержанием порядка. Казаки периода царской империи были, в первую очередь, великолепными воинами, а не представителями общественных организаций и фольклорных ансамблей. Это были бойцы, которые считались отличными наездниками и первоклассными спецами в искусстве джигитовки и пешей разведки. Следует отметить, что многие зарубежные полководцы оценивали в те времена казачью конницу как наиболее эффективную легкую кавалерию из всех возможных. В связи с этим уместно вспомнить известное изречение Наполеона, который сказал: «Дайте мне одних только казаков, и я пройду с ними всю Европу». Рассматривая роль казачества в Царской России, необходимо отметить, что во многих войнах времен 18-19 веков, которые вела Россия, казачьи отряды принимали активное участие в битвах, иначе говоря, казачество являлось активным участником всех боевых конфликтов. Казаки учувствовали во всех военных турецких кампаниях, начиная с петровского времени и заканчивая освобождением Болгарии при Александре II. Казаки словно своеобразные русские конкистадоры принимали участие в освоении и покорении Сибири и Дальнего Востока, взятии Кавказа и Средней Азии. Все эти обширные территории входили в состав Российской империи благодаря, в том числе и усилиям казаков, многие из которых так и не вернулись с походов. Принято считать, что казак — только конная боевая единица, но это далеко не так, в 19 веке, в сражениях против горцев, а также в особенности в Крымскую войну, против европейских армий, казаки проявили себя как отменные пехотинцы, и считались своеобразным казачьим спецназом; это были так называемые пластуны (от слова «пласт», то есть лежащие пластом) - пешие команды и части, своеобразная визитная карточка Кубанского казачьего войска. К середине 19 столетия в Российской империи с помощью казачьего сословия была организована своеобразная система безопасности границ, растянувшихся на десятки тысяч километров с запада на восток. До 1893 года, то есть до создания отдельного корпуса пограничной стражи, все южные границы преимущественно охраняли именно казачьи войска. С целью закрепления казака за участком определенной границы ему давался в бесплатное пользование надел земли; это была его земля, которую он защищал и оборонял от врага. К 1914 году своеобразный казачий пояс пограничной безопасности Царской России в себя включал по численности 11 казачьих войск. Следует отметить, что всего казачеству принадлежало около 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. человек, что составляло 2,4 % от всего населения Царской России. В ситуации массовой мобилизации казачество могло одновременно за довольно короткое время выставить почти 480 тыс. отлично подготовленных конных и пеших воинов. Национальный либо этнический состав казачества представлял собой довольно неоднородную смесь, состоящую из многих народностей и даже рас; однако, согласно официальным дореволюционным источникам, среди казаков в национальном аспекте преимущественно преобладали великороссы (около 78%), потом шли малороссы (17%) и третьими по численности казаками являлись в те времена буряты (2%). Большая часть казаков исповедовали православие, имелся существенный процент старообрядцев (в особенности, в Уральском, Тверском, Донском Войсках),так как те из русских людей, кто после Никоновской церковной реформы остался верен старой вере, бежали от гонений, как правило, в окраинные районы страны. Так, к примеру, герой войны 1812г., известный казачий атаман Платов был из старообрядцев, были среди казаков и те, кто исповедовал буддизм и мусульманство. Таким образом, анализируя роль казачества в Царской России, можно с полной уверенностью заключить, что в самые трудные времена они являлись надеждой и опорой страны. И они, как никто другой, сохранили древние воинские и общинные традиции славян, как и иные культурные традиции и обычаи.
Автор: Елизавета Омелькович |