« НазадМалочисленные народы России 1 11.08.2021 18:09По всему миру 9 августа отмечается Международный день коренных народов. В России, по официальным данным, живут 47 коренных народов, насчитывающих меньше 50 тысяч человек. Чтобы пересчитать самых малочисленных из них, хватит пальцев на одной руке. Причем на грани исчезновения находятся не только северные народы, которые проводят всю жизнь в трудных условиях, но и коренные жители вполне климатически благополучных регионов. Россия – многонациональное государство, где проживают представители более 100 народов. В обществе растёт понимание того, что для России важен каждый народ, каждый отдельный человек, поэтому государственная политика нацелена на равноправное развитие всех этносов. Под этносом понимается исторически сложившаяся устойчивая общность людей, проживающих на одной территории и объединённых особенностями культуры, психики, самосознанием, закреплённым в самоназвании. Этнический состав страны определяется по результатам переписи населения. Первый перечень малых народов севера, включавший 26 этнических групп, был составлен в процессе подготовки и по итогам Приполярной переписи населения 1926 – 1927 гг., и он не менялся вплоть до 1990-х гг. В настоящее время в число коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНС) включается 40 этнических групп, сохраняющих традиционный образ жизни и хозяйства. Численность этих народов не превышает 50 тыс. человек. В перечень КМНС не входят коми и якуты – крупные этносы, имеющие свои национально-территориальные автономии республиканского уровня. КМНС в пределах арктической зоны России распределены крайне неравномерно: около 90% расселены в азиатской части Арктики, и только десятая часть – в её европейском секторе. Негидальцы (Хабаровский край) - 513 человек - тунгусо-маньчжурский народ, проживающий в Хабаровском крае. Негидальцы делятся на "низовских" и "верховских". У первых основным занятием было рыболовство, у вторых — охота, первые использовали для перевозок собак, вторые — оленей. На негидальском языке говорят 74 человека, хотя лингвисты полноценными носителями языка считают всего троих. Делится на низовской и верховской говоры. Представителей первого диалекта, предположительно, уже не осталось. Алеуты (Камчатский край) - 482 человека -коренное население Алеутских островов. В основном они проживают на Аляске в США, в России же живут на Камчатке и входят в перечень коренных малочисленных народов Севера. Сами себя алеуты называют "унанган" или "унангас". На алеутском языке в России говорят около 45 человек. В языке существуют четыре диалекта: западный, восточный, беринговский и аттуанский. Последний — вымерший. Одна из интересных особенностей языка в том, что в нем отсутствует разряд прилагательных. Чулымцы (Томская область, Красноярский край) - 355 человек - тюркский народ, входящий в перечень коренных малочисленных народов Севера. Чулымцы проживают в Томской области и Красноярском крае, в основном в бассейне реки Чулым. Первоначально они жили родовыми общинами, потом перешли на территориально-советские общины. Традиционно у чулымцев женщины и мужчины были равноправны. Чулымским языком, по официальным данным, владет 44 человека, по мнению лингвистов — около 12. Он делится на среднечулымский и нижнечулымский диалекты. Эксперты предполагают, что он вымрет в течение 25 лет. Считается бесписьменным языком, хотя в 2019 году был издан перевод Евангелия от Марка на чулымский язык. В нем использовался алфавит, разработанный преподавателем Томского государственного педагогического университета Валерией Лемской. Уйльта / Ороки (Сахалин) - 295 человек - уйльта, ульта или ороки — тунгусо-маньчжурский народ, входит в список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они делятся на северную группу "доронени" ("люди, живущие на Севере") и южную группу "суннени" ("люди, живущие ближе к солнцу"). В основном уйльта живут на Сахалине. Орокским или уйльтинским языком сегодня владеют чуть менее 50 человек. Во время его активного использования, язык уйльта делился на восточносахалинский и поронайский, однако сейчас считается монодиалектным. Он младописьменный — букварь на основе кириллицы был выпущен в 2008 году. Тазы (Приморский край) - 274 человека - тазы относятся к коренным малочисленным народам Севера, живут в Приморском крае. Тазы — сравнительно молодой метисный народ, произошедший от смешения китайцев и манчьжуров с удэгейцами и нанайцами и окончательно сложившийся к концу XIX века. Тазы никогда не считали себя китайцами и отличались от них по культуре и укладу. Тазы общались на тазском диалекте китайского языка, в котором было очень много удэгейский и нанайских заимствований. Это вымерший язык — на данный момент, по официальной информации, на нем никто не говорит. Современные тазы используют русский язык. Ижорцы (Ленинградская область) - 266 человек - ижорцы или ижора — финно-угорский народ, в основном проживающий в Ленинградской области. Занимались земледелием, рыболовством, лесными промыслами, в XIX веке — посреднической торговлей и различными ремеслами. Язык ижорцев относится к северной группе прибалтийско-финских языков уральской языковой семьи и находится на грани исчезновения: на нем говорят около 120 человек. Ижорский язык делится на четыре диалекта: сойкинский, нижнелужский, хэваский и оредежский, причем последние два — мертвые. Одна из особенностей языка — фиксация ударения на первом слоге. Энцы (Красноярский край) - 227 человек - представителей этого самодийского народа осталось всего около 300, в России из них проживают 227 человек. Самоназвание — "эннэчэ", что означает "человек". В основном энцы живут на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района. Их традиционные занятия — охота на оленя и на пушного зверя, рыболовство, вьючное и упряжное оленеводство. Энецкий язык, который относится к самодийской группе уральских языков, долгое время был бесписьменным, пока в 1986 году Наталья Терещенко не опубликовала проект энецкого алфавита с лесным диалектом языка в опоре. На сегодняшний день энцы — практически единственный таймырский северный народ, не имеющий юридически зафиксированной письменности. Сейчас специалисты продолжают заниматься этим вопросом — результаты их работы представлены в ООН. Сето (Псковская область) - 214 человек - этот финно-угорский народ в России в основном проживает в Псковской области и Красноярском крае. Всего в мире насчитывается около 10 тысяч сето, в России — только 214. Многие специалисты считают язык сето диалектом эстонского языка или частью выруского диалекта южноэстонского языка-диалекта, но сами представители народа считают его отдельным языком, не имеющим аналогов. Письменности у сето нет. В основном сето занимались пашенным земледелием и животноводством, выращивали зерновые и лен, разводили домашний скот и птицу. У этого народа развито прикладное искусство: узорное ткачество, вышивка, плетение кружев. Познакомиться с культурой сето можно в деревне Сигово Псковской области, неподалеку от границы с Эстонией. Водь (Ленинградская область) - 64 человека - исчезающий финно-угорский народ. В России вожане живут в основном в Ленинградской области, где есть несколько деревень с их компактным проживанием: Лужицы (здесь был создан первый Водский музей), уже упраздненная Краколье и Пиллово. Раньше вожане в основном занимались сельским хозяйством: выращивали злаки, разводили скот и ловили рыбу. Сами себя они называют "ваддялайзыд". У них есть свой флаг и герб, созданные в 2002 году. Флаг представляет собой белый треугольник острием вниз на синем фоне. На самом треугольнике нарисован красный крест. Водский язык на грани исчезновения — на нем говорят всего около 6-10 человек. Кереки (Чукотка) - 4 человека - кереки называют себя аӈӄалҕакку, что переводится как "приморские люди". В середине XX века их было около 100, к 2002 году численность снизилась до восьми, к 2010 — еще в два раза. Основная причина их исчезновения — ассимиляция с чукчами. Ранее кереки делились на северных и южных, какое-то время их причисляли к корякам. Существует бесписьменный керекский язык, о владении которым в 2010 году заявили 10 человек. Иногда керекский язык считается диалектом корякского. В экспедициях 1988—1989 годов был записан керекский словарь на четыре-пять тысяч слов. Кереки вели оседлый образ жизни, занимались рыболовством, охотой и оленеводством. Предполагается, что запряжку собак цугом (в две-три пары, гуськом) изобрели именно они, после чего этот способ у них переняли чукчи. Предки саамов (лопарей), которые относятся к финно-угорской группе уральской семьи, были в течение XI-XIX вв. оттеснены на Кольский полуостров (Мурманская область) с территории современной Карелии. Около 20% ненцев России – жители Европейского Севера, в первую очередь Ненецкого Автономного Округа. Кроме того, во всех его регионах расселены коми, которые тесно контактируют с ненцами и у которых в XVII в. они переняли оленеводство. Этнолингвистический состав коренных народов азиатского сектора Российской Арктики наиболее разнообразен. В Западной Сибири традиционно проживают обские угры (ханты и манси) и самодийские народы (ненцы и селькупы). Их этногенез связан с ассимиляцией древних охотников и рыболовов арктической зоны племенами, пришедшими в I-II тысячелетии до н.э. из степей и лесостепей Южной Сибири и Северного Казахстана. Коренное население полуострова Таймыр – долганы, нганасаны и энцы. Долганы как народ сформировались относительно недавно, в XIX – начале XX вв., на основе родовых групп эвенков, отдельных семей якутов, энцев, ненцев и русских старожилов. На севере Республики Саха (Якутия) расселены народы тунгусо-манчжурской (эвенки и эвены) и тюркской групп (якуты и долганы), а также юкагиры и чуванцы, в прошлом говорившие на изолированных языках, которые некоторые исследователи относят к отдельной, юкагирской, группе уральской семьи. В настоящее время юкагиры практически завершили переход во внутрисемейном общении на якутский и русский, а чуванцы, утратившие свой родной язык, — на чукотский и русский языки. Эвены и эвенки сформировались в результате смешения древнего населения Восточной Сибири и тунгусоязычных племён, расселявшихся с конца I тысячелетия н.э. из Прибайкалья и Забайкалья. В XVII в. эвенки поглотили часть кетоязычных племён, а эвены – часть юкагиров и коряков. В свою очередь, они подверглись сильному влиянию русских и частичной ассимиляции якутами. Особую роль в формировании эвенков сыграло транспортное оленеводство, способствовавшее их широкому расселению и позволившее создать уникальную по обильности систему таёжной охоты, обеспечивающую быстрый переход от одних промысловых угодий к другим. В Чукотском АО проживают народы чукотско-камчатской (чукчи, коряки, кереки) и эскимосо-алеутской (эскимосы) этнолингвистических семей. Чукчи и коряки — потомки древних обитателей верховьев реки Колыма и побережья Охотского моря, которые, продвигаясь на северо-восток и контактируя с праэскимосами, освоили внутренние и приморские районы Чукотского полуострова. Эскимосы, сформировавшиеся как этнос в районе Берингова моря, также принадлежат к числу коренных народов этого региона. Кереки – один из самых маленьких этносов Российской Арктики, в течение XX в. сильно ассимилированный чукчами. Традиционные занятия кереков, которыми они отличаются от своих соседей, – речное рыболовство, сухопутная охота на птиц, морского и пушного зверя. Общая численность КМНС и их доля в населении арктической зоны с 1989 г. почти повсеместно выросли. Несмотря на это ситуация среди коренных этносов сильно различается. У большинства из них демографический переход далеко не завершён, это проявляется в сравнительно высокой рождаемости, низкой продолжительности жизни и повышенной детской смертности. Устойчивый рост численности характерен лишь для наиболее крупных этносов, демографическая ситуация у которых относительно стабильная (ненцы, долганы, эвены, ханты). Средние и особенно малые этносы с худшей возрастной структурой демографически неустойчивы, часть из них сокращается, другие находятся в преддверии депопуляции (явление, когда смертность превышает рождаемость, проще говоря — вымирание). Это связано как с естественной убылью, ассимиляцией более крупными этническим группами, так и особенностями учёта в разных переписях населения. Перепись населения показала, что 26 малых народов Севера, имеющих особый статус, заметно уменьшились в 5-ти случаях: сократилась численность орочей, алеутов, алюторцев, удэгейцев и кетов. Уменьшение по демографическим причинам происходило не везде, количество удэгейцев, например, уменьшилось, потому что стали отдельно подсчитывать тазов. Подобная ситуация случилась с орочами – по данным предыдущих переписей, часть народа причислили к орочам и назвали их «ороками». В результате получили сильное сокращение орочей и возросшую численность ороков. Есть группы со стабильной численностью, потому что уменьшение незначительное: Коряки; Негидальцы; Ульчи. К разряду стабильных относятся и те группы, в которых произошло незначительное увеличение численности: Эвены; Долганы; Чукчи; Нанайцы. На 20 и даже на 30% возросла численность таких народов, как манси, юкагиры, ительмены, ханты, ненцы, энцы и эвенки. Неоднозначная этническая принадлежность в России по мнению специалистов характерна для 10% населения. Касается это не только крупных городских агломераций, но и малочисленных народов Севера. Например, у ительменов – жителей Камчатки – широко распространены браки с русскими. Перешедшие на русский язык ительмены одновременно себя относят к ительменам, русским, камчадалам. Некоторые относят себя и к корякам. Совершенно справедливо возникает вопрос, цифра, полученная в результате переписи, действительно отражает численность тех, кто относит себя к ительменам. Хорошо видна смена этнической атрибуции и у таких народов, как селькупы, эвенки, юкагиры, кеты и др. Подобные результаты говорят о том, что программа переписи не предусматривает учет двойной или множественной этнической принадлежности. Отсюда в разные годы итоговые подсчеты заметно отличаются. Причину подобных колебаний и отклонений вызывают не только демографические и ассимиляционные процессы, но в большей степени неспособность переписи отразить сложность этнической ситуации. В России проживают представители таких народов, о которых не все слышали, а об их существовании даже не подозревали. Их немного, но они сумели сохранить свою культуру, свои традиции. Сумели сохранить самое главное – веру и уклад. Например, в Карелии живут водлозеры или озерные люди. К нашему времени сохранилось только пять деревень, с общей численностью 550 человек. Несмотря на то, что их прародителями были московские и новгородские переселенцы в Водлозерье продолжают чтить славянские обычаи. Один из обычаев запрещает ходить в лес без предварительного задабривания его хозяина – лешего. Охотники в дар лесному духу приносили убитое животное. Говоря о малых народах, необходимо сказать о семейских. Их быт олицетворяет жизнь допетровских времен. Это старообрядцы, когда-то заселившие Забайкалье. Название народности происходит от слова «семья». По переписи 2010 г. старообрядцев насчитывается 2500 человек. Их культура носит первозданный характер, мало изменившись со времен предков. С освоением Сибири в XVII веке появилась народность русскоустьинцы – переселенцы из казачества и поморов. Когда-то они создали свою этническую группу, но, несмотря на, сложные условия жизни, им удалось частично сохранить свою культуру и язык. Первых русских переселенцев XVI века сибиряки называли чалдонами, и их потомки тоже носят такое название. Уклад чалдонов похож на быт славян до установления княжеской власти. Уникальность этой народности состоит в том, что язык, внешность, культура не похожи ни на славянские, ни на монголоидные. Как и другие малые народы, чалдоны постепенно вымирают. Потомками восточных поморов считаются затундренные крестьяне. Для этих дружелюбных людей, активно вступающих в контакт, характерны уникальная в своем роде культура, вера, традиции. К этой народности в 2010 г. причислили себя всего 8 человек. Родственные друг другу народы ханты и манси ученые относят к исчезающим народам. Когда-то они были величайшие охотники, и слава об их мужестве доходила до Москвы. В наше время оба народа проживают в Ханты-Мансийском округе. Уклад их жизни, культура и вера издавна строился на основе единения с природой. У них не было разграничения между животным и человеком. На первом месте всегда стояли природа и животные. Их верования говорят, что медведица родила первую женщину, а Великий Медведь подарил людям первый огонь. Лось является символом благополучия и силы, а бобер привел их к истокам реки Васюган. Большое беспокойство ученых вызывают нефтяные разработки, которые негативным образом могут повлиять и на популяцию бобров, и на образ жизни целого народа. На территории Чукотского автономного округа обосновались гордые жители Севера – эскимосы – самый восточный народ России. Их происхождение пока остается спорным. Они верили в существование духов, а христианство их почти не затронуло. Болезни и несчастья приносили духи-карлики, духи-великаны. Издавна в пределах России проживало множество разных народов и племен. Для каждого народа характерна своя культура, характерное наречие, свои традиции. К настоящему времени некоторые из малочисленных народов полностью исчезли, оставшиеся стали ещё малочисленнее. Особое место среди малых народов занимают те, кого специалисты в области географии и этнографии называют малочисленными народами Севера Сибири и Дальнего Востока. Некоторые народы проживают в своих автономных территориальных образованиях, например: Эвенкийский, Ханты-Мансийский, в Архангельской области – Ненецкий, Долгано-Ненецкий, Чукотский и Корякский автономные округа. Малые народы отличаются не только своей численностью, им сложно сохранить свою самобытность. И сохраняется она только там, где есть свои национальные поселки и занятия традиционным хозяйством. Оторвавшись от своего народа и растворившись в другом, они становятся русскими, якутами, бурятами. Широкое распространение в России получил процесс этнической ассимиляции и, прежде всего, межэтнические браки и «внесемейная» ассимиляция. Традиционное хозяйство является очень важной чертой для сохранения малых народов, но в этом и заключается главная трудность. Сегодня в местах обитания малых народов идет разрушение природных комплексов – гибнут пастбища оленей из-за добычи нефти и газа, загрязняются реки и моря, падает спрос на мясо оленей и пушнину. Большие площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий изъяты из традиционного хозяйственного оборота. В 1990-е годы среди представителей малых народов с нарушением традиционного уклада жизни развился целый ряд заболеваний и патологий. Показатели смертности среди них выросли и превысили среднероссийские показатели. Детская смертность увеличилась в 1,8 раза. Увеличились заболевания алкоголизмом и инфекционными болезнями. Кроме этого, в сильном противоречии находятся интересы малых народов, крупных компаний и краевых властей. В пределах российской территории официальная статистика выделяет 65 коренных малочисленных народов. Их общая численность доходит до 50 тыс., в том числе 13 народов насчитывают всего от 100 до 1000 человек. Ареал их проживания: В пределах европейской части России проживает 6 народов; 23 народа – на Северном Кавказе; В Сибири и на Дальнем Востоке – 36 народов. Государственная статистика утверждает, что в течение 1990-х годов численность коренных малых народов сокращалась. Надо сказать, что демографические процессы у разных народов Севера проходят по-разному, поэтому демографическая ситуация будет различной. В результате получается, что текущий учет отражает сокращение численности коренных жителей, в то время как перепись показывает её рост со времени предыдущей переписи. Далеко не все группы коренного населения численно увеличиваются, есть такие, в которых происходит уменьшение численности. Несмотря на это изменение численности коренных народов по данным переписи более благоприятно, по сравнению с демографической ситуацией в стране в целом.
Самарина Юлия Проект Современное молодежное медиа Благотворительного Фонда "НАДЕЖДА, ВЕРА, ВОЗРОЖДЕНИЕ"
|