«Мы знаем, друзья, не забыть вам тех лет, и город, который родным стал для вас.
Вы тоже оставили след и вспомнят о вас в Байконуре не раз».
«Я честный человек, который работал без поблажек и без эксцессов». Так описывает себя Морозов Юрий Федорович 21 мая 1929 года рождения. Юрий Федорович инженер и инспектор, который руководил строительством большинства зданий на Байконуре, в частности, в военном городке на 10-й площадке.
Юрий Федорович знал Титова, Королева. Был награжден Знаком Почета и Орденом Трудового Красного Знамени после совместного полета с американцами 15 июля 1975 года, известного как «рукопожатие в космосе».
Морозов гордится тем, что его отца тоже наградили Орденом Красного Знамени.
В военные годы мать Юрия Федоровича арестовали из-за мешка картошки, а ему и его шестнадцатилетней сестре Гале пришлось идти пешком из деревни в Ленинградской области до Москвы. Мальчик, как и многие его современники, голодал. Позже, он поступил в Павловскую академию в Ленинграде, стал курсантом.
С восхищением он вспоминает спальню Павла 1, место с синим потолком и ярко желтыми звездами.
«На Байконур отправляли сильнейших студентов. Там работали сливки мысли нашего государства. Всё быстро развивалось, ведь там жили люди, которые творили историю». В 1960 году после блестящей защиты дипломной работы «Создание обороны для противоатомного батальона термоядерного оружия», Юрия Федоровича направили на службу. Он рассказал, что на защите ему задавали вопросы более 20 минут. Экзаменатор сказал, что ответы выпускника были на уровне кандидата наук. Начальник академии прислал за Юрием Федоровичем автомобиль и сказал в кабинете, чтобы капитан Морозов отправлялся на Байконур.
Юрий Федорович прибыл в засекреченный Звездный (позже название было изменено на Байконур). Капитан получил должность старшего помощника инспекции технического надзора по контролю над количеством специального оружия и принял 10-ую площадку, на которой было построено два или три здания. Ни одна дальнейшая постройка не обошлась без участия Юрия Федоровича.
Через год на Байконуре произошла авария, из-за которой погибло более 100 человек. «В тот вечер мы с ребятами играли в карты. Я проиграл и должен был всех угостить. Помню, как стою с подносом, смотрю в окно и думаю: какие же яркие здесь закаты. Позже, в жилом корпусе, нас пересчитали по головам, а мне дали задание спроектировать захоронение для военных. Оказалось, что это был взрыв ракеты на старте, а не закат».
Как-то раз Юрий Федорович утверждал чертежи жилого комплекса, присланные из Москвы. Он сказал: «Нет, ребята, на этой земле не получится построить такое, ведь грунт не выдержит. Верхние этажи нужно снять и построить пятиэтажные дома – точка». После этого план пересмотрели, благодаря чему построили три жилых комплекса. В сумме двенадцать пятиэтажных домов.
12 апреля, в день полета Гагарина, Юрий Федорович занимался кварталом с гостиницей. «Вдруг слышу: люди кричат, что человек в космосе. Я взглянул в сторону первой площадки, а там инверсионный след ракеты. Так я увидел первый полет человека в космос».
Из Байконура чета Морозовых уехала через 21 год службы. На тот момент Юрий Федорович занимал должность начальника инспекции технического надзора Байконура, Алтайского края и Ташкента. В его подчинении было 100 инженеров. Даже в день отъезда Юрий Федорович был на первой площадке и давал последние указания по проведению реконструкции.